Ремонт циркуляционного насоса для отопления своими руками: основные неисправности и их устранение

Изначальный выбор качественного аппарата предопределяет длительность его службы и возможность его работы в случае поломки. Устранение неисправности может быть самостоятельной либо с привлечением специалиста. Из этой статьи будет известно, как осуществить ремонт циркуляционного насоса отопления своими руками, учитывая характерные признаки конкретных сбоев в работе. 

Устройство, виды и принцип действия циркуляционных насосов

Поверхностное знание устройства агрегата необходимо в том случае, если нужно обращаться за помощью в сервисный центр. Умение объяснить проблему неработоспособности грамотно, конкретно и четко поможет сэкономить время и средства. Но более детальное изучение структуры дает понимание того, как отремонтировать аппарат и вникнуть в принцип его работы.

Есть несколько вариантов ротационных циркуляционных насосов разделенных на 2 основных класса – «мокрый» и «сухой».

Остановимся на разборе принципа работы, для начала ознакомившись с их общими конструктивными особенностями. А именно:

  • корпус агрегата исполняется из хромоникелевой нержавеющей стали либо сплавов цветных металлов;
  • вал электрического двигателя соединен с роторной частью;
  • ротор с установленным на нем колесом с лопастями, находящиеся в постоянном контакте с качаемой жидкостью-теплоносителем, могут изготавливаться из металла либо полимеров.

Водяной насос отопления состоит из следующих деталей:

  • корпус из чугуна;
  • колесо;
  • вал;
  • подшипник скольжения;
  • керамический упор;
  • роторная часть;
  • обмотка;
  • электросхема;
  • винты блокировки;
  • конденсатор;
  • уплотнитель.

Функционирование циркуляционного насоса не зависит от конструкции и работает по общему, принципиальному, закону для данного типа устройств:

  1. Запуск раскрутки ротора начинается под действием силы электричества. Ток подается на элемент системы привода (вал приводного двигателя), который начинает вращать ротор. На нем установлена крыльчатка циркуляционного насоса.
  2. Жидкостный теплоноситель, который используется для обеспечения работы насоса, всасывается патрубком в агрегат. Рабочее колесо создавая центробежные силы накидывает состав на стенки рабочего пространства (камеры).
  3. Далее – теплоноситель под воздействием центробежных сил выходит на второй патрубок (нагнетатель).

Все рассматриваемые роторные насосы подлежат разделению на классы не только по «мокрому» и «сухому» типу, что было отмечено выше. Но также на:

  • поверхностные;
  • погружные.

Несмотря на подобную дифференциацию, существуют типовые комбинации классов сопрягающихся друг с другом.

Таким образом, любой насос может быть погружным – «мокрым» и «сухим», либо поверхностным – с такой же типологией. Поверхностные и погружные модели применяются при работе со скважинами, колодцами, открытыми водоемами и другими резервуарами.

Для «мокрых» систем характерно использование в отоплении бытового уровня, где ротор циркуляционного насоса совершает работу в жидкой среде. Такое местонахождение располагает к смазыванию деталей, находящихся в движении, и одновременно охлаждает их.

Достоинство устройства выявляет несколько преимуществ:

  • пониженный шумовой фон при эксплуатации – вода, где располагаются детали агрегата, гасит вибрации;
  • простая установка – врезка системы проводится непосредственно в трубопровод;
  • техническое обслуживание и ремонт не требуют высокозатратных мероприятий.

Наряду с несомненными плюсами для систем «мокрого» типа есть и предостерегающие рекомендации, говорящие о нюансах его использования. Главный их козырь – низкая цена и простота в эксплуатации.

Но в то же время есть минусы. Это:

  • невысокий КПД;
  • допускается только горизонтальный монтаж;
  • повышенная требовательность к присутствию жидкой среды в трубах.

Для циркуляционного насоса с сухим ротационным принципом расположение ротора подразумевает наличие отдельного блока. Раскрутка крыльчатки идет от вала двигателя через специальную муфту.

Инженерное исполнение ротационных систем «сухого» типа выше «мокрых». Поломки оборудования редки, однако ремонт и обслуживание произвести сложнее, чем в альтернативных агрегатах. Они так же не страдают от отсутствия жидкости и могут запускаться без нее. Приводные двигатели с выносом обладают высоким КПД.

Такие помпы монтируются методом врезки в трубопровод и подвешиваются за настенную консоль. Либо устанавливаются на пол.

Наиболее типичные неисправности и их устранение

Типовые нарушения и сбои в работе характеризуются конкретными неисправностями и относятся к определенным категориям. Циркуляционный насос может не работать по ряду причин.

Но устранить поломку во многих случаях – реально, даже не используя ремкомплект и специальное диагностическое оборудование. А иногда можно обойтись без разборки агрегата.

Насос при включении гудит, но крыльчатка не вращается

Окислившейся металл вала приводного электродвигателя может подвергнуться реакциям окисления, то есть, просто заржаветь. И этот процесс будет являться причиной стопора мотора. При остановке функционирования систем отопления гидромашина приходит в пассивное состояние и может долго не использоваться.

Решить ситуацию можно, применив следующий алгоритм действий:

  • отключается подача электричества на устройство;
  • сливается вода из насоса и трубопровода;
  • откручиваются винты и производится демонтаж приводного двигателя с роторной частью;
  • осуществив упор в рабочую насечку ротора при помощи отвертки либо без нее, необходимо провернуть механизм, тем самым выведя его со статического положения.

Шум мотора возможен и в ситуации застревания инородного предмета в нем. В этом случае происходит блокировка вращения рабочего колеса. Соответственно, действия осуществляются по выше описанному методу.

После проведения необходимой разборки и удаления засора нужно позаботиться о вставке нового сетчатого патрубка. В некоторых моделях он просто отсутствует.

Агрегат гудит и не подает воду

Не редки случаи, когда причиной заклинивания может быть сама крыльчатка. Поэтому нужно знать, как снять крыльчатку с циркуляционного насоса. Деталь, сделанная из нержавейки или латуни, не так часто выходит из строя. Вариант возможен только при использовании насосов при сильном морозе, когда замерзшая вода способна деформировать колесо.

Крыльчатка может прикипеть к корпусу. Ввиду этого пойдет, опять же, окисление вала. Далее рассматривается способ съема крыльчатки с тепловых насосов – с целью ее поправки из-за перекоса либо нарушения заводских допусков. Для этого действия понадобится отвертка.

Далее:

  • выкручиваются крепежные болты верхней части камеры рабочего колеса и снимается крышка;
  • затем откручивается гайка в центре круга, при этом отворачивается задняя крышка насоса;
  • после зажимается крыльчатка, и выкручивается гайка.

Если в случае ближайшего рассмотрения видны некоторые деформации крыльчатки ее следует сменить, поскольку от нее в большей степени зависит срок эксплуатации насоса.

Включенный насос не гудит и не работает

В данном варианте разборка аппарата может не понадобиться, так как проверить циркуляционный насос можно обычным тестером на предмет существования напряжения на клеммах. Незначительные погрешности в ненадежной электрической коммутации оборудования проявляются при дальнейшей эксплуатации. Поэтому достаточно стандартной прозвонки основных участков цепи с целью выявления размыканий.

Если вышла из строя такая деталь как предохранитель, разобрать циркуляционный насос отопления придется уже своими руками – можно не прибегать к помощи специалиста. Смена предохранителя окажется ненужной, если причина – загрязнение контактов. Их необходимо зачистить.

Принципиальная схема к устройству показывает все элементы вплоть до обмоток. Таким образом проверяются на работоспособность все участки цепи.

Модульная конструкция позволяет заменять детали, расположенные в электрическом контуре. Вся информация о них находится в техпаспорте.

Как почистить детали

Проводить регулярную профилактику оборудования не воспрещается. Срок службы устройства можно увеличить. Обычно он ограничивается 8-10 годами эксплуатации. Разборка циркуляционного насоса при проведении этого мероприятия будет полной.

Интернет наводнили фейковые видео, что, мол, насос разбирать нельзя – очистка производится с помощью шприца, кислоты и воды. Да, такой способ может помочь, но он не является панацеей.

Заключается процесс в следующем.

  1. В корпус вводится соляная либо серная кислота.
  2. Агрегат оставляется на 5 минут, затем промывается водой.
  3. После цикл повторяется с помощью впрыскивания растворов шприцем, и та же вода – на промывку.

Приведенный пример иллюстрирует удаление с подшипников скольжения продуктов окисления и распада теплоносителя. Впрочем, таким образом чистится весь механизм. Но разобрав насос полностью, очистив составляющие при помощи указанных ингредиентов либо другой подходящей химии, помните: в конце все детали необходимо протереть ветошью.

Будьте первым, кто оставит комментарий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*